ГлавнаяБлог

Айгерим Ногайбаева: «Хотим, чтобы молодежь дралась на ринге, а не на улице»

Как сделать шоу для тысячи казахстанцев

Свет софитов, дым, гремит «эпичная» музыка. Зрители ревом встречают спортсменов. Толпа ликует в предвкушении…

Массово-зрелищное событие – сложнейшее в организации. Проведение первоклассного мероприятия для публики требует профессионализма.

Айгерим Ногайбаева (в лиге она же — Гера) умудряется полностью отвечать за мерчендайзинг Naiza и параллельно организовывать мероприятие с тысячами зрителей. Она легка и весела, только с любовью к проекту можно не перегореть. Айгерим с удовольствием поделилась историей становления проектным менеджером одного из крупных спортивных промоушенов не только Казахстана, но и Средней Азии.

Лига Naiza основана восемь лет назад, но за последний год промоушн прогрессировал семимильными шагами и стал топом в стране.


Naiza – спортивная организация, которая проводит бои по смешанным единоборствам (ММА), представляющие собой сочетание множества техник, школ и направлений единоборств.

ММА сейчас на слуху во всем мире и всерьез претендует стать популярнейшим спортом на планете.


Накануне нового года, 29 декабря, предстоит турнир Naiza. На Almaty Arena пройдут 14 боев казахстанцев и иностранцев. На ивенте ожидается возвращение легенды, битва за пояс, а в главном бою представлены два титульных поединка.

У сотрудников было по пять должностей

«Мой путь к Naiza получился интересный. Я закончила обучение в КИМЭП в 2014 году по специальности маркетолог, — рассказывает Айгерим.

Сразу устроилась в крупную компанию (Procter & Gamble) в отдел корпоративных продаж. Продержалась год – не понравилось. Ушла в другую организацию (Mary Kay), где занималась планированием и консультированием по бизнес стратегии. Через год поняла, что корпорации это не мое. Ушла оттуда и несколько месяцев побыла в ресторанной сфере – маркетологом на винзаводе у местного бизнесмена.

Затем отправилась на свободное плавание покорять фриланс копирайтером. Параллельно писала художественные рассказы. Через четыре года поняла, что мне грустно, скучно и одиноко. Но не хотелось возвращаться в этот жесткий дух крупных корпораций, где все размеренно. Тут появился вариант с DAR Team.

Первое время я там функционировала как контент-менеджер в центральном бизнес-юните, где мы занимались всем: от мобильного банкинга до криптовалюты.

На короткое время отлучилась от DAR. Однако культура этой классной команды приманила меня обратно к себе. В момент ухода, к DAR присоединилась Naiza.

По возвращении мне пришлось побыть и контент-, и проект-, и ивент-менеджером. Ведь ребята были почти на стадии стартапа. У каждого сотрудника было минимум по пять шляп (должностных инструкций).

Приходилось быстро решать возникающие дилеммы, учиться планированию, перекрывать пробоины в процессах. Параллельно я успевала общаться с бойцами и в целом познакомиться с ММА-индустрией.

Проект меня захватил полностью! Настолько понравилась индустрия этого вида спорта, поражала ее динамика развития.

Теперь я менеджер проектов по мерчендайзингу, параллельно занимаю консультирующую/вспомогательную роль у проектного менеджера. Если что-то рушится, то я всегда на подхвате!

Творчество – один из столпов успеха руководителя

Проектный менеджер придумывает пути развития своего детища. Это не так, что ты думаешь «где мне вести дела – JIRA или Trello (программы для управления проектами)». На самом деле ты думаешь на какой стадии твой проект будет через год-два-три и что надо сделать чтобы этого достичь. В этот момент ты начинаешь думать о building block (структурный элемент, на котором строится мышление), о продвижении в маркетинге, куда бизнес пойдет – B2B/B2C.

Это творческий процесс. Сама индустрия ММА она предполагает, как минимум, хорошее PR-чутье. ММА в первую очередь – шоу, и его нужно уметь делать. Тут очень много креатива, творчества и стратегического мышления.

Очень сильно мне помогает писательская деятельность. Это же тоже создание истории – storytelling. Завязка-кульминация-развязка. Она в ММА сильно присутствует. От ивента к ивенту мы смотрим точки соприкосновения, какие у боев были истории, которые могут быть зрителю интересны и покажут зрелище. Люди болеют за бойца и за его историю, в том числе жизненную. Кто-то попадал в тюрьму, встал на хороший путь и ушел в спорт.

Точно нужна стрессоустойчивость. Очень многое зависит от твоего планирования, насколько наладишь процесс и взаимоотношения между людьми. Рано или поздно сроки сорвутся, что-то пойдет не так. И все это нужно разгребать. Нужно быть готовым принять и нести ответственность. Проектный менеджер должен уметь общаться с людьми и наблюдать за их ростом.

Эти качества нарабатываемые. Если есть желание налаживать контакты вместо конфликта, то все сложится. Без веры в проект ничего не получится. Без блеска в глазах, долго не продержишься. 

Мне легко находить контакт с людьми. В компании мы придерживаемся принципа «капитализируй свои ошибки». Не могу сказать, что у меня мягкий стиль, но справедливый. Всегда даю человеку несколько шансов, чтобы все исправить.

Важно находить индивидуальный подход. Иногда выматывает, к вечеру «болталка» ломается. Хочется домой прийти и помолчать. Смотрю на собаку, тоже, слава богу, молчит.

Разработка дизайна

Дизайн разрабатывается со слезами. Но это классный момент. Промоушн следит за общими трендами и в UFC. У многих организаций есть собственный мерч – UFC, ONE FC. У нас предпочтителен streetwear (уличный спортивный стиль) и спорт-инвентарь.

В Казахстане становится модным переплетение Запада и наших исконных традиций. Поэтому мы стараемся идти в ногу со временем и не забывать о своих корнях. Мерч мы запустили не так давно. Мы прощупываем почву и экспериментируем.

Мы собираем рефы (образцы, наброски, фотографии) и отправляем дизайнеру. Обычно у поставщиков уже есть собственные дизайнеры, потому что они же отлично знают специфику одежды. Потом все утверждается и запускается производство. 

Форс-мажоры

Когда только начали заниматься мерчем, мы заказали шорты. Обычно на выступлении с одной стороны шорт написан бренд, а с другой – имя бойца. Ребята выслали эскиз, на котором с обеих сторон красовалась надпись Naiza. «Они так выслали, чтобы пусто не выглядело», – подумали мы. Хотя мы несколько раз поставщикам говорили, что не нужно с двух сторон указывать бренд, но где-то это они подзабыли.

В итоге нам привезли партию шорт с надписями с двух сторон. Пришлось делать дополнительный заказ. Это была самая нервная суббота в моей жизни. Некоторым мы не успели распечатать имена, и они выходили без надписи. Это большой урок. Несмотря на бешенный ритм жизни, некоторые моменты нужно фиксировать и не допускать мискоммуникации.

Форс-мажоры это нормально. Бойцы – это спортсмены, которые усиленно тренируются. Недавно был случай. На Naiza 36 должен был выступать наш действующий чемпион из Кыргызстана – Айжигит Эркебайуулы. Снимаем с ним видео, где он случайно падает и получает травму. 

При пандемии подход изменился сильно. Мы проводили турниры без зрителей. Это тоже был большой опыт. Теперь процесс другой, турниры проводим оффлайн и нам пришлось перестраиваться.

Я заболела перед прошлым ивентом. Вынуждена была решать вопросы по телефону. Когда ты с человеком находишься рядом, проще все объяснить. Особенно когда людей много. Был даже некоторый рассинхрон: много соцсетей, Zoom и прочее. 

ММА В Казахстане

Для широкой публики это что-то новое. Сейчас мы строим индустрию. Работы очень много, непочатый край. Публику еще нужно приучать к ивентам большого духа и масштаба.

Людям интересны спортивные мероприятия в целом. На футбол ходят, к примеру. К ММА нужно лишь привыкнуть. 

Алматинцы любят свой город и его героев. Например, Арман Ашимов – когда он выступал, то все хлопали. На арене была безумная энергетика. Казахстанцы очень благодарные болельщики. Видеть, как блистают на арене твои герои, это то, что нужно.

В логистике чувствуется некоторые проблемы. Прилет бойцов: пандемия мешает, растут цены на перелеты из других стран. В законодательстве такие же правила, как и к остальным массово-спортивным мероприятиям. 

С инфраструктурой проблем нет. Та же Almaty Arena прекрасная площадка. Все новое и гибкое, можно свой свет поставить как удобно.

Нужно знать, какие бойцы популярны в городах. Столичному человеку будет не интересно смотреть на одних только алматинских бойцов. Находить популярные места, чтобы там провести открытую тренировку. Необходимо знать, где раздобыть техническое оборудование, вроде передвижной телевизионной станции.

Планы на будущее

Видим, что не только хардкорные фанаты к нам приходят, но и широкая публика подтянулась. К этому и стремимся – популяризация спорта через построение индустрии. Поэтому идем коллаборироваться не только со спортивными блогерами, чтобы люди узнавали о нас, открывали для себя что-то новое.

Мы стремимся к развитию индустрии. Монополия не поможет тут. Чем активнее растем мы и коллеги по цеху, тем лучше прогрессирует ММА в стране. Популяризируется спорт, появляются рабочие места. 

Поединок Резникова и Пираева по грэпплингу – должен был быть эксперимент. Люди хорошо его восприняли. К сожалению, у Резникова случилась травма. Но прецедент показал себя хорошо, даже не состоявшись. Поэтому да, в будущем – мы эту схватку проведем. Вне карда, а в качестве разогрева.

В планах делать больше шоу, выезжать в регионы, приглашать все больше именитых зарубежных бойцов и выращивать своих. Хочется создавать своих героев. Мы видим результаты. Жуман Жумабеков (8-5-0) за год удвоил подписчиков в Instagram. Ильдар Кудайбергенов (4-0-0) очень быстро вырос в популярности.

Привоз иностранных спортсменов нужен для международного боя. Также дается возможность нашим бойцам попрактиковаться с иностранной школой.

Хочешь драться? Дерись на ринге! Это наш девиз. Мы хотим, чтобы молодежь, особенно маргинальная, занималась спортом, и шла в ринг, чем драться на улице. Эту точку зрения поддерживают, в том числе акимат. Казахстан, и в целом СНГ, довольно благосклонен к таким событиям.