ГлавнаяБлог

Что нужно для развития креативной экономики в Алматы?

Эффективность и необходимость мер государственной поддержки, а также стратегический подход для развития креативных индустрий в Алматы и Казахстане обсудили эксперты на Неделе креативных индустрий в Алматы. 130 спикеров из 30 международных организаций приняли участие в диалоге между сектором креативных индустрий, государством и бизнесом. 

Как развивается креативная индустрия в Алматы?

Вице-министр культуры и спорта РК Ержан Еркинбаев назвал Алматы центром креатива Казахстана и Центральной Азии. В 2021 году правительство приняло концепцию по развитию креативной индустрии в республике. Также в Предпринимательский кодекс и Закон “О культуре” вносятся  изменения и дополнения по поддержке креативных индустрий. В то же время министерство инициирует разработку внепланового законопроекта с расширенным пакетом изменений в разные законы и кодексы. 

Руководитель проектов по искусству и креативной экономике British Council в Центральной Азии Галина Корецкая отметила, что до сегодняшнего дня не существовало структурированной, организованной поддержки креативных индустрий в Казахстане. Индустрия начнет развиваться более активно после поддержки государства. Несмотря на это, многие предприниматели считают, что не нуждаются в поддержке, так как опасаются регулирования сектора правительством. 

Основатель креативного пространства «Дом 36» Даурен Тулеев рассказал о том, получает ли проект поддержку от государства. 

В нашем случае у нас диалог и партнерство ведутся с частным сектором экономики, бизнесом. А диалог с властью у нас начался буквально 5-6 месяцев назад. Мы продолжим этот диалог, и по его результатам будет видно, насколько мы можем опираться на сотрудничество с государством, бизнесом и общественностью”, – отметил Даурен Тулеев. 

Много лет без внимания господдержки оказывается ниша фешен-индустрии, считает эксперт-исследователь креативных индустрий в Центральной Азии Ирина Харитонова. По ее мнению, для поддержки отрасли государству необходимо создать реестр ремесленников.

Руководитель управления предпринимательства и инвестиций Алматы Берик Солтанбаев отметил, что прежде чем начать системное развитие креативной отрасли в городе, был изучен опыт других стран. Например, по опыту Южной Кореи в Алматы создана образовательная платформа – Almaty Creative. Также, чтобы получить господдержку, деятельность креатора была зарегистрирована. 

О будущих мерах поддержки 

По словам вице-министра, представителей креативных индустрий нужно освободить от определенных видов налогов. Должен появиться отдельный фонд по поддержке креативных проектов, финансируемый не только государством, но и за счет меценатов и внебюджетных сборов. 

“Все эти нововведения должны непременно сопровождаться совершенствованием норм по авторским и смежным правам, которые также будут предусмотрены законопроектом. Его концепция будет представлена широкой общественности до конца текущего года. Также до конца года правительство определит список приоритетных видов деятельности из числа креативных индустрий, на которых будет распространяться существующая мера господдержки – льготное финансирование. Тем временем в приоритетных городах уже прорабатываются варианты поддержки бизнеса в рамках региональных программ», – отметил вице-министр.

Принятая в прошлом году концепция стала первым документом, определяющим понятие креативной экономики. Следующим шагом правительство определит, какие из 50 видов креативной деятельности будут поддерживаться через созданные корпоративный и венчурный фонды. У каждого из них будет определенный бюджет, распределяемый между проектами.

«Важно не просто дать меры господдержки креативной индустрии, а на первых этапах освобождать задействованных в отрасли предпринимателей от налогового бремени и предоставлять преференции. Надеемся, что через 5-10 лет эта индустрия станет локомотивом, и меры господдержки уже не будут нужны в том объеме, в котором нужны сейчас», – считает Ержан Еркинбаев.

Порядка половины всей экономики Алматы формируется за счет МСБ. Заместитель акима Алматы Алишер Абдыкадыров отметил, что задача акимата заключается в том, чтобы креативная экономика стала крепким экономическим ключом мегаполиса. В связи с этим у  администрации города есть ряд инициатив. Одна из них – создание собственной экосистемы. Государство может поддержать и помочь в формировании инфраструктуры – хабов и кластеров. 

В настоящее время маслихат Алматы рассматривает программу возможной финансовой стимуляции креативных индустрии вместе с субсидиями на арендную плату. Программа начнет работать со следующего года. Тогда же в городе появится собственный фонд креативных индустрий. Акимат уже завершает подготовку необходимой документации. 

Что нужно сделать для развития креативной индустрии? 

По мнению директора Universal University Екатерины Черкес-Заде для этого необходимы таланты, технологии, соответствующая территория, благоустройство города и отдельный Налоговый кодекс. 

“Поддерживая коллективный кластер, вы повышаете инвестиционный и туристический потенциал региона. Креативные индустрии напрямую влияют на ВВП и ВРП страны. Благодаря им улучшается качество жизни населения. Например, в Москве меры поддержки предоставляются только тем, кто официально зарегистрирован, является субъектом предпринимательства”, – объяснила специалист. 

Руководитель агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова считает, что для поддержки индустрии государством бизнес должен отчислять налоги, иначе откуда бюджет? Она также назвала основы, которым следует придерживаться креативной индустрии. 

“Интеллектуальная собственность – это базовая история для креативных индустрий. В нынешней ситуации любой продукт, помимо технических характеристик, должен быть еще привлекателен внешне. В этом случае продукт либо конкурентоспособен, либо нет. Когда представители творческих индустрий поймут, что все нужно регистрировать, ситуация сильно изменится”, – считает Гюльнара Агамова.

 Заглавное изображение: Unsplash