ГлавнаяБлог

Единороги и драконы: Николай Давыдов о том, зачем нужны стартапы и как правильно в них инвестировать

Об особенностях венчурного финансирования инвестор говорил на открытой лекции в рамках I Международного форума молодых ученых «Интеллектуальный потенциал независимого Казахстана: 30 лет становления и развития», организованному Советом по науке при Фонде Нурсултана Назарбаева.

«Наше общество прогрессирует. Мы летаем в космос, лечим многие виды болезней, и все это происходит благодаря инновациям, которые придумывают ученые. Но дистрибутируют научные проекты — предприниматели.

Самый быстрый агент передачи инноваций обществу  —  это коммерциализатор, который пытается на этом заработать. И стартапы, намного больше чем кто-либо еще, могут эти инновации привносить в нашу жизнь», считает Николай Давыдов.

По какому принципу инвесторы вкладываются в стартапы?

Николай Давыдов, источник фото — hightech.plus

Венчур – это всегда про стратегию. Я знаю огромное количество венчурных инвесторов, которые занимаются эпизодическими инвестициями. Им нравится какой-то стартап, какая-та тема, они инвестируют в нее крупную сумму денег и ожидают через какое-то время большого вознаграждения. Но проблема в том, что шансы на успех в венчуре очень маленькие.

Согласно недавнему исследованию PitchBook, у человека, который строит компанию в третий раз, то есть у уже опытного предпринимателя, вероятность построить компанию стоимостью $60 млн  — 11%, а построить миллиардную компанию  — всего 2%. У людей, которые занимаются этим в первый раз шансы на успех исчисляются долями процентов. 

Поэтому, когда ты вкладываешься как венчурный инвестор в стартап прежде всего решает количество. Нужно инвестировать много и часто. На ранней стадии стартапов нужно инвестировать в 100 компаний и надеяться, что какая-то из них отобьет все остальные вложения. 

Мы в венчуре не ищем то, что биржевые игроки называют «альфа» (разница между доходностью рынка и возвратностью твоего портфеля). Мы ищем победителей. И тем, кто лучше всего растет, мы стараемся дать как можно больше капитала.

Допустим, есть фонд, который проинвестировал в 100 маленьких компаний, каждая из которых получил по $100 тыс. Это всего $10 млн. Если одна из них станет «единорогом», она заработает 100X. Тем самым, она вернет фонду эти самые $10 млн. Но это получается какая-то странная игра. И может возникнуть вопрос  —  зачем мы инвестируем, чтобы просто вернуть деньги?

А вся соль в том, что за счёт инвестиций в $100 тыс. у нас появилась какая-та доля в компании, и в следующий раз мы можем положить туда еще денег. К примеру, в следующем ранге мы вкладываем туда не сто, а пятьсот тысяч, далее полтора миллиона, и в итоге вкладываем в эту компанию $10 млн. И при таком же росте «единорога» из наших вложении мы получаем доходность, пусть и не в 100 раз, а всего в семь. Но это уже $70 млн. 

То есть доходность в 7Х намного лучше, чем доходность в 100Х, за счет того, что мы в эту компанию, как говорят американцы, «отправили много дерева за стрелой». 

Моя стратегия заключается в том, чтобы проинвестировать много компаний, желательно с теми фаундерами, которые делают это не в первый раз. В основном, я предпочитаю проекты, в которых что-то понимаю,  и могу им  помочь. Так я мультиплицирую ценность от своей инвестиции. 

Я люблю вкладываться в Deep tech  —  это технологические решения, основанные на существенных научных задачах, искусственном интеллекте, машинном обучении, компьютерном зрении.

Я вижу большое будущее в научных разработках. Мы проинвестировали недавно в первую для себя компанию в сфере биотехнологий. Разработчики придумали, как по генотипу человека, определить, какой тип иммунотерапии поможет ему при борьбе с раком. Это огромный прорыв, и в перспективе он может сохранить жизнь огромному количеству людей.

Кто такие компании «драконы»?

«Драконы»  —  это компании, которые вернули тебе весь фонд. Этот термин отвязывает понятие от стоимости самой компании. То есть на ней вы заработали достаточно, чтобы вернуть всем инвесторам их вклады с процентами. И дальше уже можете начать получать то, ради чего все венчурные инвесторы работают  —  то так называемый сarried interest (вознаграждение от доходности). Условно, мы получаем 20% от того, что заработали сверх возвращенных инвестиций».

Как заинтересовать инвестора в свой стартап? 

Научным проектам, которые подразумевают исследования очень трудно привлечь инвесторов. Потому что инвесторы  — дистрибуторы инноваций, а не оригинаторы. Наукой, особенно фундаментальной, занимаются университеты и научные центры. А венчурные инвесторы умеют из готового научного результата создавать продукт. Потому что от научной статьи до готового продукта огромный путь. Но венчурные инвесторы также и про инженерные проблемы.

Если есть команда, которая может реализовать продукт из какой-то научной разработки, лучший способ заинтересовать инвестора  —   показать, что их продукт кому-то нужен.

Стартапы строятся по определенной методологии. Она основана на том, что ты постоянно общаешься со своими пользователями, узнаешь что им нужно, и получаешь от них обратную связь. Лучший способ заинтересовать венчурного инвестора  —  если ты сделал какой-то прототип и у тебя на него есть 100 или 1000 заявок, плюс кто-то даже готов сделать предоплату. 

К примеру, Илон Маск показав прототип своего бронированного внедорожника, собрал 1 млн предзаказов по $100. То есть, он собрал $100 млн только на прототипе. Если он был бы стартапом, ему не нужно было бы искать инвесторов, потому что он показал, что пользователям действительно нужно то, что они делают.

Не обязательно иметь миллион заявок. Достаточно показать какой-то ранний track, который показывает, что стартап реально решает чью-то проблему, и люди готовы за это платить.

Недавно мы договорились об инвестициях с одним молодым ученым из Казахстана. Он работал в Южной Корее в университете, где у него была блестящая научная карьера. Но он бросил свой университет и делает сейчас стартап. Я считаю, что это абсолютно блестящий стартап, который станет «единорогом». И для нас это большая честь быть одним из его первых инвесторов. 

Он как раз начал с того, что пошел и попробовал применить прототип своей разработки в разных индустриях, понял где есть обратная связь и какая-та гравитация его продукта».

В чем секрет успешного стартапера? 

У успешного стартапера есть один очень простой навык. Чем отличается повторный фаундер от фаундера, который делает стартап в первый раз? Второй верит в то, что у него все получится. А опытный фаундер знает, что у него ничего не получится. И это нормально, это часть процесса. У него не получится 1, 2, 50, 125 раз. На 126-й раз скорее всего что-то получится. 

Безусловно, им везет. Но везет тем, кто попробует 126 раз и каждый раз анализирует обратную связь. 

У стартапов бывает две проблемы  —  когда бизнес не растет, либо растет слишком быстро. Ты постоянно находишься в поиске «священного грааля», который называется product-market fit, когда твой продукт кому-то нужен и кто-то готов за него заплатить. 

После у тебя появляется  проблема масштабирования. И компании «единороги», это те стартапы, которые умеют решать проблему быстрого роста. Они умеют нанимать по 100 человек в неделю, строить масштабируемые IT-системы, которые могут работать как со 100 тысячами, так и с 15 млн человек. Самое сложное в стартапе  —  это не растерять продукт, стоимость для клиента и, самое главное, культуру компании. Потому что культура обеспечивает весь его рост и отличает хороший стартап от плохого.  

Всем, кто хочет стать на предпринимательский путь, я хочу пожелать терпения, потому что сразу ничего не получится. И если даже получилось, не стоит этому слепо верить. Нужно обязательно понять, почему получилось и разобраться, потому что в следующий раз успех может не повторится. В предпринимательстве нет никакой магии, а есть лишь научный подход. И он приводит к успеху.