ГлавнаяБлог

«Гена успешности нет, даже не надейтесь»: Вячеслав Дубынин о возможностях мозга

Нейрофизиолог о генах, памяти и эффективной организации мира вокруг себя

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин посетил Алматы в рамках международной образовательной конференции EdCrunch 2021. В интервью 5Q.Media российский популяризатор науки поделился мнением о том, как лучше работать и запоминать, качественнее отдыхать, и чем в этом может помочь нейробиология.

Ген успешного человека

Узнавая о роли нейромедиаторов человек становится более осознанным и начинает серьезнее относится к своей памяти, вниманию и эмоциям. Он вдруг понимает, что это не эфемерные штуки, что они базируются на структурах, клетках и молекулах. 

Для начала нужно познать себя с точки зрения устройства, почувствовать свои ограничения и возможности. Например, есть кнопка радости движения, а человек мало двигается, или кнопка радости общения, а индивид много времени проводит в интернете, испытывая дефицит дружеского общения. 

В организме есть 400 генов, определяющих, насколько человек активен, импульсивен, агрессивен и так далее. Но гены — это только 50% того, что в нас работает. Вторую половину составляют гормоны и жизненный опыт. То есть человек может научиться быть более любопытным, целеустремленным и приобрести лидерские качества.

Точно также жизненные обстоятельства могут вас сделать менее любопытным, менее трудолюбивым и менее творческим. Поэтому многое зависит от волевого выбора. 

С точки зрения нейробиологии, успешного человека, прежде всего, видно по поведенческим характеристикам. Если смотреть на показатели мозга, то это будут лишь статистические оценки. Гена успешности нет, даже не надейтесь. 

Два вида памяти

Мы запоминаем информацию благодаря кратковременной и долговременной памяти. Наиболее важна вторая, потому что в ней закрепляются наш жизненный опыт, знания и особенности мышления. Когда мы учимся, в мозгу происходит тонкие молекулярные перестройки контактов между нервными клетками (синапсов) или, проще говоря, записывается новая информация.

Одно из главных условий запоминания — это повторение. Любой опыт с первого раза в долговременную память не попадает. К информации нужно несколько раз возвращаться, и  она лучше запомнится, если ее пересказать. Отличным способом запоминания считается публичное выступление, подкрепленное  эмоциями. 

Сколько нужно спать, чтобы отдохнуть?

Важно понимать, что мы спим циклами по 1,5 часа. 80% каждого 1,5-часового цикла занимает период, когда восстанавливаются ресурсы, мозг отдыхает и улучшается работа внутренних органов. Оставшиеся 20% времени приходится на фазу парадоксального сна, во время которой мозг обрабатывает накопленную за день информацию, “перезаписывая” ее из кратковременной памяти в долговременную. 

Человеку в сутки, как минимум, необходимы 4 цикла, то есть 6 часов сна. Если меньше, то возникает стресс и перебои в организме. Мне 60 лет, и обычно я сплю 5 дней в неделю по 6 часов и 2 выходных дня по 7,5 часов или 5 циклов. И при этом нормально себя чувствую. Но все индивидуально. На генетическом уровне человек настроен на разные периоды сна и по-разному переносит недосып. По идее, с постели нужно вставать, когда есть желание немного поспать.  

Личная эффективность и ипотека

Самое главное условие для личной продуктивности — мотивированность. То, что человек делает, должно быть для него значимо. Либо он достигает чего-то приятного, либо уворачивается от неприятного. Конечно, лучше ориентироваться на достижения, чем на избегания. Иначе так и до невроза недалеко. Как правило, наличие мотивированности означает, что человеку интересна деятельность, которой он занимается. Понять же заинтересованность в работе или другой деятельности можно по потоку положительных эмоций. 

Другим фактором для продуктивности служит отсутствие сильных отвлекающих  факторов. Когда индивиду нужно сделать что-то важное, надо исключить другие виды деятельности. Особенно это правило касается творческой, сосредоточенной работы. Кажется банальным, но на уровне нейросетей, видно, как одни активные нейросети мешают другим. То есть, в мозге постоянно идет конкуренция разных информационных сущностей. О многозадачности можно говорить, когда человек одновременно решает несколько дел, в которых хорошо разбирается. При этом они не связаны с творчеством или обучением. 

Вспоминается цитата из Пастернака: «Только гений активен спонтанно, все остальные работают из под палки обстоятельств». Под палкой понимается стресс, означающий, что человеку нужно так организовать мир вокруг себя, чтобы с одной стороны было интересно, а с другой — некуда деваться. Вот тогда горы можно свернуть. Если человеку нравится его работа, а у него маленький ребенок и ипотека, то это идеально подходит для достижения вершин. 

На биологическом уровне при таких обстоятельствах у человека вырабатывается дофамин, создающий радость новизны и преодоления, а с другой — адреналин, норадреналин и кортизол, которые его подгоняют. Но такое состояние можно использовать для коротких дел.

Для долгосрочных задач нужно настроиться на стабильный труд. Если человек каждый день тратит больше энергии, чем восстанавливает, то с годами организм будет работать все хуже и хуже. И это отражается на сердечно-сосудистых, эндокринных, иммунных показателях, работе кишечника и качестве сна.   

Ноотропы и популярность нейробиологии

Любые сильные препараты — это фармакологический  костыль, которым человек подпирает свой мозг. Ноотропы и другие лекарства, возможно, понадобятся человеку в 70 лет. А в 20-40 лет думать, как хакнуть свой мозг при помощи нейрометаболических стимуляторов, чревато —  нарушается тончайшая гармония мозга. Мозг обладает всеми ресурсами для того, чтобы придумывать, творить и решать проблемы.

Как человек, изучающий мозг много лет, скажу, что нейробиология была популярна всегда. Вообще, идея “а что у меня в голове и откуда берется моя психика”, всем понятна и близка. Если посмотреть, за что дают Нобелевские премии по физиологии и медицине, то видно — половина за иммунитет, а половина за мозг. 

Знания о нейронах и физиологии позволяют человеку серьезнее относиться к проявлениям психической деятельности. Возникающие лень, агрессия, стресс и раздражение не случайны, и зачастую это результат работы неких систем. Значит, у человека стресс, а может даже заболевание, и с этим надо разбираться. Каждый человек уникален на уровне ДНК, иммунитета, и на уровне мозга.

В себе то человек всю жизнь пытается разобраться. Тем более, нейросети пластичны и спустя время человек становится другим в мышлении, поведении и оценках. Например, через 10 лет совместной жизни каждый из супругов поменялся, и нужны семейные психологи.  

Нужно стараться прислушиваться к себе, ощущать насколько вы в стрессе, выспались, устали, не говоря о том, что здоровы или нет. Да, это банально, но без положительного состояния мозга никак. 

В идеале, этому нужно учить уже школьников, но пока это сложно. Поэтому важен жизненный опыт. Сейчас люди живут дольше, успевают несколько раз сменить профессию, и это нормально.

В МГУ работает платформа дистанционного онлайн-образования, на которой два моих курса: о памяти, эмоциях, сне, центрах страха и агрессии. Курсы в свободном доступе. Любой может послушать.