ГлавнаяБлог

Власть эмоций: почему от эмоционального интеллекта зависит успех в жизни?

В 2020 году эксперты Всемирного экономического форума внесли эмоциональный интеллект в топ-10 актуальных навыков на ближайшие пять лет. Конечно, высокий EQ был востребован и раньше, но в современном мире это не просто полезный скилл для отдельных профессий, а важное условие для роста в любой жизненной сфере. Какую информацию несут эмоции и как ей правильно пользоваться, отвечает в интервью Асель Муратова.

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?

Асель Муратова

Эмоциональный интеллект – это врожденная способность человека получать информацию из эмоций и использовать ее для принятия решений. Причем это не какой-то отдельный интеллект, а наша логика, которая вместо фактов или цифр анализирует поведение, интонацию, жесты и многое другое. Почему это важно? Развитый эмоциональный интеллект помогает управлять своим поведением, влиять на окружающих и не попадаться на манипуляции. Чтобы этого достичь, для начала нужно разобраться, какими бывают эмоции и какую информацию они несут.

Дэниел Канеман получил нобелевскую премию в области экономики, доказав, что всеми людьми, даже экономистами и финансистами управляет не логика, а эмоции. Основных мотивов два – страх и желание получать удовольствие. Страх – одна из сильнейших эмоций, которая помогает нам развиваться и в то же время может ограничивать. Хочется открыть бизнес или поменять работу? Страшно, а вдруг не получится. Нужно согласовать какой-то документ на обучение? Страшно, вдруг меня за это накажут. Тоже самое касается прогнозов финансистов, многие из которых оказались иррациональными, потому что были обусловлены страхом, а не развитием.  

От чего еще зависят наши эмоции?

Эмоциональным фоном человека управляют гормоны. Когда мы чего то боимся, организм вырабатывает норадреналин, когда радуемся – эндорфины. Например, в момент сильной злости важно, чтобы гормональная система пришла в норму, поэтому нужно сбросить напряжение. Подавление эмоций приводит к сбою не только гормональной, но и иммунной системы. У нас спазмируются внутренние органы и нарушается циркуляция крови, что часто становится причиной различных заболеваний.

Также наши эмоции тесно связаны с памятью. Мы лучше запоминаем яркие, эмоциональные события, потому что за контроль эмоций отвечает одна зона головного мозга – лимбическая система. Вы наверняка помните какие-то события из детства, но вполне можете забыть, что было месяц назад. Можно прожить целый год, и запомнить только несколько ярких моментов. Все почему? Потому что эти события были связаны с какими-то сильными эмоциями. 

Автор книг про нейромаркетинг Роджеру Дули выделяет три системы, которые отвечают за работу мозга: неокортекс (логика), лимбическая система (эмоции) и рептильный мозг, управляющий инстинктами. Они же лежат в основе многих наших поступков, а не логика или эмоции, как может показаться на первый взгляд.  Рептильный мозг слова не понимает, поэтому, если мы хотим на кого-то повлиять или запомниться, нужно затрагивать глубинные мотивы. 

Какие навыки помогают в развитии эмоционального интеллекта и как их прокачать? 

Эмоциональный интеллект не может развиваться без умения распознавать эмоций. Чтобы принять решение, нашему интеллекту надо понимать, в каком эмоциональном состоянии я сейчас нахожусь, помогает ли мне это или мешает. Мои родители, мои дети, мои руководители и подчиненные, мои слушатели, в каком настроении они? Какие эмоции они испытывают? Это мне помогает или мешает? 

Второй навык — умение анализировать причины возникновения своих и чужих эмоций. Наши ценности и убеждения, полученные с опытом и воспитанием, учат нас эмоционально реагировать на различные события. Кто-то реагирует на бардак, кто-то на опоздания, кто-то на похвалу своих детей.  

У каждого человека есть такие кнопочки, и нужно уметь их у себя отслеживать, чтобы это не делали другие.

Иногда мы злимся, когда кто-то не готов принять наши ценности и убеждения. Тут следует научиться использовать свои убеждения во благо, чтобы они не мешали взаимодействию с окружающими. Отличие манипуляции от управления в том, что манипуляция – это скрытое нажатие на эмоции, а управление – это открытость.

Третий навык —  использование эмоций в решении задач. Как я могу использовать эмоции себе на благо? Например, злость. В состоянии злости можно конфликтовать, но если вовремя ее распознать, то можно направить ее в другое русло. Что хорошо делать в злости? Допустим, хорошо критиковать, заниматься спортом, убираться, добывать информацию. Это адреналин, который лучше куда-то направить, потому что он дает нам силы.

Эмоциональные люди собой не управляют, они могут себя накрутить, а также остро реагируют на то, что сказали или сделали другие люди. Знаменитый йог Садхугуру говорит, что эмоциональные люди находятся в рабстве у других. Например, вы не планировали злиться или расстраиваться, а кто-то взял и вызвал в вас эти эмоции. И этот кто-то помешал вам достигать своих целей. А эмоционально-интеллектуальным человеком манипулировать очень сложно, потому что он все понимает и замечает.

Тем, кто не привык наблюдать за своими и чужими эмоциями, бывает сложно их распознавать. Что бы вы порекомендовали в таком случае?

Да, это самое сложное. Мы всем своим слушателям рекомендуем тренировать навык распознавания эмоций вплоть до того, чтобы завести дневник эмоций и вести его каждый час в течение месяца. После активной тренировки навык распознавания эмоций становится неосознанной компетенцией, и эмоциональный интеллект будет автоматически считывать нужную информацию с других людей и ускорит принятие необходимых решений.

Навык распознавания своих эмоций тренируется с помощью дневника, а чужих также через кинофильмы и наблюдением за другими людьми. Есть такое упражнение: людям предлагается карточка с изображением какой-то одной эмоции. Карточка у всех одинаковая, но варианты, которые предлагают люди, порой диаметрально противоположны. 

эмоциональный интеллект

Важно понимать, что на распознавание эмоций других людей может оказывать влияние наше эмоциональное состояние. Под воздействием своих эмоций мы можем неверно интерпретировать чужие и, как следствие, делать ошибочные выводы. Например, человек спокоен, а мы решаем, что он расстроен и начинаем его успокаивать. Тогда человек не понимает, почему мы так делаем, и может рассердиться. 

Сейчас важен не только эмоциональный интеллект, но и эмоциональная гибкость, помогающая адаптироваться к внешним изменениям. Сейчас, например, это пандемия, в Советском союзе была перестройка. Мир меняется, во многих сферах людей заменяют машины, и человеку тоже необходимо адаптироваться, развивать эмоциональный интеллект и делать то, что программы пока еще не умеют: вдохновлять, творить, придумывать.

Правда, что у женщин эмоциональный интеллект развит лучше, чем у мужчин? Или это стереотип?

Да, это действительно так. Есть статистика, которая доказывает, что женщины более эмоционально интеллектуально развиты, нежели мужчины. И это во многом зависит от традиций воспитания и ролей, которые возлагают на мужчин и женщин. Нас с детства учат выражать свои эмоции, а мужчин, наоборот, призывают быть независимыми, скрывать чувства, запрещают плакать.

Ценности, убеждения и навыки мы получаем из детства. Родители подают детям пример, демонстрируют свои паттерны поведения. Конечно, бывают люди, которые поняли, что в чем-то стратегия родителей была неверна, и самостоятельно стали развивать эмоциональный интеллект, но большая часть, судя по разводам и насилию в нашей стране, что-то не развили в детстве.

Развитие эмоционального интеллекта возможно в любом возрасте. На это не нужно много времени, но прогресс будет только тогда, когда человек этого действительно хочет.

Когда родители обучают и показывают своим примером, как нужно вести себя со своими эмоциями, конечно, ребенок быстрее поймет суть и достигнет успеха в жизни, чем тот, у кого эмоциональный интеллект развит недостаточно. Но если до 18 лет развитие эмоционального интеллекта было ответственностью родителей, то после – это становится нашей ответственностью. 

Допустим, человек начинает над собой работать, и на его пути, наверняка, возникнут какие-то трудности. Расскажите, к чему стоит быть готовым?

К принятию себя. У меня на тренинге была одна мама. Я дала ей задание расписать свой обычный день с ребенком и все эмоции за прошлое утро. Она стала их описывать и заплакала. На мой вопрос, что случилась, женщина ответила: «я пишу, и понимаю, что бужу своего ребенка с негативом, и он находится в страхе и тревоге. Затем я вызываю в нем стыд. Оказывается, я целый день своего ребенка унижаю, вызываю тревогу и стресс. Что я за мама такая?». 

Такие открытия позволяют меняться. Или, например, другая женщина осознала, что она манипулирует супругом, вызывая в нем чувство вины, чтобы он делал то, что она хочет. Но ощущая вину, муж не испытывал к ней любовь и восхищение, как она думала.

Тренируя навык распознавания эмоций, нужно быть готовым к принятию того, что ты не всегда был корректен в общении с окружающими. С другой стороны, осознание проблемы необходимо для развития, и этот этап нужно пройти, чтобы расти дальше.