ГлавнаяБлог

Повлияют ли антироссийские санкции на интернет покупки казахстанцев?

Российские банки попали под санкции после начала военных действий на Украине. В РФ перестают работать зарубежные платежные системы и сервисы денежного перевода. Как это все отразится на электронной коммерции в Казахстане, объясняют представители индустрии.

Ряд российских банков отключили от международной межбанковской системы SWIFT, плюс в стране не работают Apple Pay, Google Play и другие платежные системы и сервисы по переводу денег. Клиенты подсанкционных банков не могут платить с Visa и Mastercard за границей, также нельзя оплатить покупки в интернет-магазинах стран, которые поддержали санкции.

Кроме того, Банк России запретил переводы со счетов нерезидентов из стран, которые ввели санкции в отношении России, на зарубежные счета, а для всех остальных нерезидентов ограничил переводы без открытия счета суммой $5000 в месяц.

Как все эти ограничения отразились на электронном ритейле в Казахстане?

Политическая ситуация уже затронула всю мировую экономику: курс покупки и продажи валюты, нарушения в цепочках поставок, рост цен на энергоносители и металлы, неопределённость на бирже, изменения стоимости перелетов. Все это несомненно отразится на Казахстане и ее гражданах. 

Строить прогнозы тяжело, но думаю, что также, вследствие миграции трудовых ресурсов, может повыситься конкуренция на рынке труда и ИТ продуктов. Все это может привести к снижению платежеспособности населения и, как следствие, рынка электронной коммерции,  —  отмечает CEO казахстанской финтех компании Wooppay Александр Бондаренко.

В Казахстане в ближайшее время возможны ограничения в переводе денег из-за высокой волатильности курса и ограничения банковских сервисов в РФ, говорит эксперт.

При этом онлайн покупки могут быть затруднены ввиду возникших проблем в логистических цепочках и роста курса покупки иностранной валюты. Покупателям из Казахстана Wooppay советует запастись терпением, покупать товары и услуги отечественного производства. 

Как чувствует себя e-commerce в Казахстане?

По словам Александра Бондаренко, на рынке e-commerce уже видны сигналы ослабления. 

«Понятно что потребители стремятся купить какие-то товары пока они не стали дороже, однако поставщики будут смотреть на то, как они будут закупать последующую партию товаров, какие будут издержки и валютные риски, далее бизнес и люди займут выжидательную позицию до стабилизации ситуации»,  —  считает он. 

Делать прогнозы по рынку в такой неопределенной ситуации не берутся и ритейлеры. 

Однако в Ozon отмечают, что в Казахстане сервис продолжает работу в штатном режиме. Вся логистическая инфраструктура и IT-системы, а также курьерская служба работают как и прежде.

«Мы продолжаем обрабатывать платежи клиентов и выплачивать регулярное вознаграждение продавцам. Для проведения операций мы используем банки, которые не попали под санкции.  Клиенты сейчас могут оплачивать свои заказы, используя систему МИР»,  —  говорит генеральный директор Ozon в Казахстане Мольдер Рысалиева

Среди казахстанских покупателей Ozon сохраняется высокий спрос на популярные категории  —  мелкая бытовая техника, продукты, товары для детей, спортивные товары. Наблюдается повышенный интерес к звуковому оборудованию и музыкальным аксессуарам, мебели, компьютерным играм и консолям. 

«У нас есть запасы популярных товаров на складах. Сейчас прорабатываем план дальнейших поставок с нашими партнерами»,  — указывают в Ozon. 

Казахстанский маркетплейс и сеть магазинов Technodom, один из крупнейших поставщиков техники в Казахстане, не прогнозирует дефицита товаров в ближайшее время. Но при этом логистика ввоза товаров из Европы будет меняться. И это может привести к задержке поставок товаров в первое время, предупреждают в пресс-службе компании.

Насколько подорожает техника в Technodom ответить пока не могут: «Цены устанавливают производители и мы лишь их транслируем, с учетом курса тенге по отношению к иностранным валютам. В основном весь ассортимент, который мы продаем это импортный товар, произведенный за пределами Казахстана»,  —  пишут в представители сети.

Возможности для предпринимателей

Одним из перспективных решений сейчас для каждого продавца будет переход на онлайн-рынок, в том числе и для выхода на российских покупателей. 

По итогам 2021 года доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в Казахстане составила около 11%, примерно как в России.  Доля e-commerce сектора в других странах, таких как Китай, Великобритания достигает 30% и более. 

Рынок в Казахстане находится на стадии развития, сейчас лучшее время для того, чтобы занять свою нишу на рынке. Несколько лет пандемии простимулировали развитие отрасли, у людей стала формироваться привычка покупать товары онлайн. Эта тенденция на рынке будет сохраняться и в нынешних реалиях,  — указывает Мольдер Рысалиева.  

Ozon предлагает производителям и продавцам площадку для продвижения товаров как на локальном, так и на российском и других зарубежных рынках. Представленный на онлайн-витрине ассортимент будет доступен для очень широкой аудитории. Также продавцы могут пользоваться логистической инфраструктурой Ozon.

Также, крупные компании, которые покинули РФ, теперь будут искать варианты компенсации своих убытков через поиск новых рынков сбыта. Это может стать окном возможностей для казахстанских предпринимателей говорит Александр Бондаренко. В целом, приход на рынок новых игроков повысит конкуренцию, качество услуг и продуктов, что, в свою очередь, благоприятно скажется на конечном потребителе и экономике страны, считает эксперт.

«Но выходя на российский рынок предпринимателям необходимо действовать максимально осторожно, чтобы не нарушить санкции, примененные к РФ. Не стоит гнаться за сиюминутной прибылью и продавать санкционные товары в рамках ЕАЭС»,  —   считает Бондаренко.