ГлавнаяБлог

Следуй за белым кроликом: топ-7 рекламных кампаний прошлого

Принято считать, что зарождение рекламы тесно связано с развитием торговли. Но упражняться в продаже идей наши предки начали сразу, как научились говорить и рисовать. Рекламный креатив пронизывал общественную жизнь начиная с первых цивилизаций. Так в Древней Греции и Римской империи преобладала письменная и устная реклама, а с изобретением печатного станка она обрела промышленный масштаб.

Иглы, китайцы и бронзовый кролик 

В 2022 году бумажные объявления – скорее архаизм, но для средневекового Китая это был прорыв. А началось все с бронзовой пластины для печати рекламы магазина игл семьи Лю. На дворе был то ли X, то ли XIII век, в Китае заправляла династия Сун, в провинциях бурлила торговля. 

О самой семье известно мало, но зато реклама получилась ёмкой и креативной. На бронзовой пластине можно разглядеть кролика, держащего швейную иглу в лапе. Любопытно, что авторы объявления не только изобразили предмет, но и напрямую обратились к потенциальным покупателям. Изображение сопровождает текст: «Вам нужны иглы? Покупайте иглы с белым кроликом. Они особенно хороши». Тут уж не поспоришь. 

Источник: The National Museum of China

Художник для мыльных пузырей

Было время, когда художники рисовали продающие картины, а Сальвадор Дали рекламировал шоколад Lanvin. Многие творцы органично чувствовали себя в рекламном мире, но кого-то разрывал творческий конфликт. Например, английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле. Прерафаэлиты в принципе любили покритиковать коммерческую живопись Викторианской эпохи, но как говорится, никогда не говори никогда. 

Английского художника прославила его картина «Офелия», посвященная утонувшей возлюбленной шекспировского Гамлета. Полотно и сегодня гипнотически действует на зрителей, а искусствоведы объясняют это тем, что автор шедевра нарушил негласное правило художников. Раньше движение воды на картинах изображали справа налево. Милле сделал наоборот, и поэтому у зрителя создается ощущение, будто утопленница плывет по воде. К тому же на картине изображена чуть ли не вся флора Великобритании — настолько детально художник подошел к работе.

Источник: muzei-mira.com

Женившись на натурщице Эффи Грей, художник столкнулся с суровой правдой многодетного родительства и был вынужден податься в коммерцию. Сначала он изменил своему стилю. Люди охотнее покупали картины, лишенные реализма, но с довольными и счастливыми и персонажами. В 1885 году владелец мыловаренной компании предложил художнику написать картину «Мыльные пузыри» для упаковки душистого мыла. Произведение пошло в народ, пусть и не дотягивало до прошлых работ Милле. Впрочем, как и многие последующие.

Источник: art.goldsoch.info

Рифма на службе зефира и папирос 

Продакт-плейсмент — не изобретение современности, упоминать известные бренды в текстах любили и классики русской литературы. Например, в «Евгении Онегине» Пушкин называет существующие сегодня марки шампанского:

Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.

Поэты Серебряного века нередко упоминали фотоаппарат Kodak, как Осип Мандельштам:

Не разбирайся, щелкай, милый кодак,
Покуда глаз ― хрусталик кравчей птицы,
А не стекляшка!

Не обходили вниманием и кубики «Магги» — здесь отличился Владимир Маяковский:

А если веселостью песьей
закружат созвездия «Магги» –
бюро похоронных процессий
свои проведут саркофаги.

Правда, ни Пушкин, ни Мандельштам с Маяковским дивидендов от упоминания брендов не получали, ведь они были частью окружающей действительности. Но были и такие мастера рифмы, кому удавалось зарабатывать на «поэтическом» продакт-плейсменте — например, поэт Дядя Михей (Сергей Короткий). 

Чиновный Питер строг и точен,
В нем люд угрюм и озабочен…
Не будь «Лаферма» папирос,
Давно б он мохом весь оброс,
Но, к счастью, всех «Зефир» спасает:
От сплина сильно помогает!

Суп «Кэмпбеллс» как произведение искусства

После Первой мировой войны искусство начало стремительно меняться. Разочарованные в мироустройстве художники-дадаисты отрицали какую-либо эстетику и классические каноны. Они решили, что художником может стать любой, и каждый предмет достоин быть произведением искусства. Так в 1917 году Марсель Дюшан взял обыкновенный писсуар и подписал его «Фонтан». В результате появился новый метод составления композиции из готовых предметов ready-made, а превосходство идеи над формой стало девизом современных художников.   

Именно это отношение к искусству перенял Энди Уорхол, смешав в своих работах рекламу с нравами общества потребления. В 1962 году Уорхол открыл выставку, на которой представил 32 банки супа «Кэмпбеллс». Критикам художник отвечал, что мастера прошлого регулярно рисовали натюрморты, изображая привычную им еду. А человеку ХХ века привычен суп в банках, так почему бы не сделать из него произведение искусства? Уорхола называют реалистом ХХ века, обыгравшим символы времени новым визуальным языком. Работы «Серебряный доллар» и «Кока-кола» говорят сами за себя. 

Радиоактивная косметика и дилеры-аптекари

Мари и Пьер Кюри, открывшие радий в 1898 году, не сразу осознали всю опасность нового элемента. Пока его смертельный вред не доказала наука, косметические бренды агрессивно рекламировали радиоактивные добавки как чудодейственное омолаживающее средство. Сегодня это кажется диким, но радий добавляли в зубную пасту, сигареты, и, конечно, кремы. 

Например, французский косметический бренд Tho-Radia обещал сделать кожу чистой, здоровой и сияющей. Последнее звучит особенно иронично, но только не для модниц прошлого века. Косметическое средство состояло из смеси хлористого тория и бромистого радия, которые должны были запускать омолаживающие процессы в клетках и разглаживать кожу от морщин.

Чтобы потребители не сомневались в пользе косметики Tho-Radia, ее распространяли не в магазинах, а через аптеки. В 1933 году реклама в газете Le Petit Parisien утверждала: «Почему фармацевт может готовить и продавать косметический крем? Потому что этот крем должен не только быть безопасным, но и обладать по-настоящему лечебными качествами. Только аптекарь имеет право продавать косметический крем, чьи медицинские свойства может гарантировать только фармацевтика».

К токсичным веществам радий приравняли только через пять лет, в 1937 году.  Несмотря на это, компания Tho-Radia не прекратила существования. Она просто изменила формулу своих продуктов, убрав ядовитое вещество из их состава, и благополучно распространяла косметику до 1962 года.

Поющая кукуруза Никиты Хрущева

В 50-х первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев инициировал крайне амбициозный проект, получивший название «кукурузная кампания». В преимуществах злака советских граждан убеждал журнал «Кукуруза». Кроме того, в некоторых семьях сохранились раритетные елочные игрушки в виде початков кукурузы. Вишенкой на торте кукурузной кампании Хрущева стала видеореклама с поющими початками. В ней повар и кукурузные початки беседуют (вернее, поют) о питании советского человека, и злаки очень просятся в меню.

Подождите, посидите, не спешите…
— Вы откуда?
— Мы с Кубани,
Мы росли в Азейбарджане,
в южной теплой стороне.
На казахской целине.
— Ясно, что же вы хотите?
— Мы хотим попасть в меню!

К сожалению, “кукурузная кампания” Хрущева не удалась, потому что не учитывала климатические особенности страны и занимала поля других, более неприхотливых культур. После отставки генсека кукурузные поля стали сокращать и возвращать их прежним «владельцам».

Самосбывающееся пророчество «Пакистанских авиалиний»

В 1979 году в одном из печатных изданий Франции появилась реклама «Пакистанских авиалиний». Особого внимания она тогда не получила, но через 27 лет о ней заговорили. В свое время Авиакомпания решила обыграть популярность Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На рекламном плакате самолет словно отражается или даже пролетает через башни, что в 2006 году выглядело зловещим предзнаменованием из прошлого. Учитывая трагические события 2001 года, можно представить, какой ажиотаж вызвала реклама, вырванная из забытья.

Тут же появились новые теории заговора о многолетней подготовке теракта 11 сентября, на что последовали призывы не торопиться с выводами.

«Что бы вы не кричали, нет никаких доказательств того, что Пакистан имел какое-либо отношение к терактам 11 сентября. Все террористы, захватившие американские авиалайнеры, были саудовцами. И я слышал хорошие отзывы о PIA — на самом деле, я хотел бы попробовать их рейс Чикаго-Барселона», — высказался тревел-блогер Мэтью Клинт.