ГлавнаяБлог

«В поисках органа фантазерства»: обзор спектакля «Пер Гюнт»

«Спектакль-исследование «Пер Гюнт» позволит зрителю стать свидетелем препарирования человека с целью обнаружения в нем «органа фантазерства» - само описание предвосхищает необычный подход к постановке. И не обманывает.

Ибсен создал свою знаменитую поэму во второй половине 19 века. Её часто сравнивают с Фаустом по многим причинам. Тут и один исторический период, и северноевропейский подход. Но главное — это философский подтекст. За полтора столетия поэма не только не утратила актуальности — напротив заиграла новыми красками.

Пер Гюнт — сначала юноша, позже мужчина и старец. Он любит побалагурить, не гнушается лёгкими деньгами и сомнительными связями. Но за его ветреной оболочкой проглядывается несчастная душа. Только на исходе жизни он понимает, что из-за вечной погони за славой и плотскими радостями так и не успел побыть собой. Он предал любовь и насолил столь многим людям, что вынужден все время скитаться. 

Спектакль передаёт внутренние переживания героя, и можно сказать, что эта постановка о поиске своего «я» в сложные времена, о борьбе за свободу и выборе, способности быть честным с самим собой. Тема поиска своего места в жизни особенно актуальна в нынешнее нестабильное время. Мы мечемся, ищем и не замечаем, как разрываемся. Или замечаем, но не понимаем, что с этим делать. Пер Гюнт — хорошая возможность поставить себя на место главного героя, разве что вместо троллей и Пуговичника — проводника между мирами — представить актуальные явления и людей.

«Скончался разум, да здравствует маразм!»

«Пер Гюнт» в постановке  немецком театре — это новое прочтение классики. Драматурги и зрители 19 века сильно бы удивились, увидев на сцене актеров в телесных облегающих костюмах. Только изредка на них появляется одежда — и то, если есть пиджак, брюк ожидать не стоит. Это яркая авторская метафора: мы приходим в мир нагими и нагими же уйдем.

В  постановке нет декораций за исключением круглой возвышенности на сцене — она и холм, и логово троллей, и корабль. Роли даже неживых предметов исполняют актеры. Вот героиня идет по снегам на лыжах, а зритель видит двух прижатых к сцене людей, которые скользят в такт ее шагам.

Спектакль сочетает в себе элементы пластического театра, абсурдистской постановки и даже немного оперетты. Смешалась и его  география: к норвежским, немецким и казахским фамилиям добавилась аргентинская — композитора Себастьяна Леговича. 

Своим мрачным абсурдом постановка особенно понравится любителям скандинавского искусства. Перед посещением спектакля рекомендуется все же ознакомиться с поэмой, иначе некоторые сюжетные повороты останутся непонятными. Хотя основная мысль спектакля проговаривается одним из героев: “в погоне за всем потеряешь себя”. В ближайшее время спектакль можно будет посмотреть 9 и 30 апреля. И сделать это нужно как минимум для того, чтобы задать себе вопрос — а тот ли я, кем себя считаю?