ГлавнаяБлог

Горячая линия: как психологи помогали казахстанцам во время режима ЧП

В беспокойные январские дни телефон горячей линии 1414 стал для многих казахстанцев единственной поддержкой. Работающие на линии специалисты успокаивали звонящих в страхе и беспокойстве людей. О том, с какими запросами на телефон доверия люди обращались во время режима ЧП и какую помощь получали 5Q.media рассказала психолог Варвара Полякова.

В гуще событий

Поддержать казахстанцев в трудной жизненной ситуации согласилось более 70 психологов-волонтеров со всей страны. Днем и ночью они принимали звонки от напуганных происходящими событиями людей. Телефон горячей линии 1414 работал без остановки, а поводы для обращения были самыми разными: 

«У меня паника», «Я боюсь выходить из дома», «Мне нужно купить продукты, но я не могу выйти из дома, так как боюсь выстрелов», «Я слышу выстрелы и мне страшно», «Сейчас я выходила в магазин, и там был мужчина в камуфляжной одежде. А вдруг это террорист?». 

Люди не понимали, что происходит. Интернет был ограничен, а в Алматы его вообще не было несколько дней. У кого-то не было даже телевизора, чтобы узнать новости. В эти моменты мы объясняли ситуацию. Наша задача, как психологов была в том, чтобы поработать с чувствами людей. Звонящего в панике и напряжении человека мы расслабляли, вводили его в ресурсное состояние, чтобы потом, если нужна более длительная терапия, делегировать другому психологу, — говорит Варвара Полякова. 

Некоторые из звонящих непосредственно оказались в гуще событий. Например, звонила девушка, которая была в алматинском аэропорту во время его захвата. Она стала свидетелем происходящих событий:

 «Я видела, как это все началось. Я не знала куда бежать, но бежала оттуда. Я видела вокруг разных людей. Мне было страшно». 

В момент такого сильного стресса человек мобилизует все силы и направляет их на выживание. Были и те, кто планировал расстаться с жизнью, но в последний момент решил воспользоваться бесплатной помощью. 

«Сейчас я стою на мосту и хочу прыгнуть», — доносилась с другого конца провода. Задача психолога в этот момент от места, где находится человек, довести его до безопасного места. Все это время специалист находится на связи с тем, кто планирует совершить самоубийство. 

Большинство звонков приходилось на то, что люди жаловались на политику и власть. Они говорили, что страну довели и в том, что мы в опасности виновато государство. Здесь мы просто слушали человека, давали ему выговориться. В моменты, когда окутывает гнев, человеку важно, чтобы его услышали. Таким образом мы сдерживали агрессию людей. Ведь они были напуганы происходящим и не понимали, что будет дальше, — рассказывает психолог. 

Были и те, кто звонил просто поразвлекаться, ведь служба начала свою работу как раз в момент отсутствия интернета. Звонили и «пришельцы», и «члены каких-то племен». Как вспоминает Варвара Полякова, с другой стороны такие звонки расслабляли психологов, ведь они также испытывали стресс в сложившейся ситуации. 

«Многие звонили с жалобами на то, что у них долги, работы нет, и просили помочь закрыть кредит, хотя начинали с того, что им страшно. Профессиональный психолог сразу понимал, где страх, где паника или за этим стоит что-то другое», — отмечает  специалист. 

Несмотря на то, что по статистике за помощью к психологу обращается больше женщин, чем мужчин, в период ЧП большое количество обращений было от мужчин среднего возраста. В основном они испытывали страх перед неопределенностью и тем, как будут содержать семью.

Варвара Полякова объяснила это тем, что звонок анонимный, поэтому мужчинам было не стыдно обратиться за помощью. К тому же ради этого не нужно специально искать специалиста и куда-то ехать. Также много обращений поступала от пожилых людей.  

Сейчас, когда прошла паника и ажиотаж, есть интернет, уровень напряжения значительно снизился. В последние дни ЧП большинство звонков стало поступить от людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Это люди, которые не смогли самостоятельно справиться со стрессом и сейчас им необходима длительная терапия.

«Эта работа с травмой. Тут нужен не один сеанс. К счастью, у нас много бесплатных психологических служб, психологи работают в поликлиниках. Психологическая помощь стала доступна», — отметила специалист.  

На другом конце провода 

По словам психолога, идея организации горячей линии поддержки принадлежит министерству информации и общественного развития совместно и Центру Поддержки Гражданских Инициатив. Варвара Полякова стала куратором всего процесса, так как была первой, кто поддержал эту идею. Ориентироваться приходилось на ходу, ведь ситуация, складывающаяся в Казахстане, была непривычной для всех. 

«Звонки поступали со всего Казахстана, из разных городов. Больше всего из Алматы, конечно. Мы работали днем и ночью. При этом, никакого строгого графика работы не было. Каждый сам выбирал количество часов, которые может уделить волонтерству. Но были дни, когда я работала на линии по шесть часов в день, в связи с тем, что психологическая поддержка оказывалась всем регионам страны и были моменты, когда не хватало психологов из-за большой загруженности. Те, кто пришел работать волонтером понимали, что им самим нужно быть в ресурсе и стойко переносить происходящее», — вспоминает психолог. 

Так как это была экстренно организованная линия помощи, специалисты организовывали себе поддержку самостоятельно.  

Возможна эта горячая линия станет толчком для того, чтобы создать в Казахстане экстренную службу психологической поддержки на постоянной основе. Психологическое благополучие очень важно для человека. Если ты находишься в постоянном стрессе, то просто не сможешь помочь ни себе, ни другим людям, — считает Варвара Полякова.