ГлавнаяБлог

Задач too much: 3 мифа о многозадачности

Многозадачный человек – этакий супергерой, который не тратит время впустую. Он выполняет два, три, а то и четыре дела одновременно, что существенно экономит его время. Кому-то это действительно удается, но исследования показывают, что многозадачность снижает внимание, эффективность, производительность, а количество ошибок увеличивает. Разбираемся, почему совмещение нескольких дел не всегда работает как бы хотелось.

Миф №1: многозадачность экономит время

Многозадачность описывают как одновременную работу над двумя и более задачами.

В ходе научных исследований было выявлено, что наш мозг не рассчитан на одновременное решение нескольких задач – за один отрезок времени мы думает только об одном вопросе. Многозадачность в реальности представляется собой быстрое переключение с одной задачи на другую, при этом ни на одном действии внимание не концентрируется.

Например, если параллельно разговаривать по телефону,  просматривать почту и слушать на фоне лекцию,  погружения не будет ни в одно из перечисленных занятий. Результат – зря потраченное время, ведь придется останавливаться и все делать заново, но уже по очереди.

Миф №2: многозадачность повышает эффективность и производительность

Ученые выявили, что многозадачность снижает скорость работы, общую эффективность и производительность. Желание работать многозадачно приводит только к «издержкам переключения»:

  • большая часть ресурсов тратится на переключение между задачами, что замедляет темп работы;
  • «автопилот» для решения привычных задач отключается, в результате требуются дополнительные умственные ресурсы, как следствие растет умственное напряжение.

Например, работник каждый день сортирует документы. Для него это привычная задача, которую он выполняет на «автопилоте» за 5-10 минут. В один день он решает сортировать документы и параллельно обсудить с дизайнером макет сайта. Для мозга это нечто новое, сортировка перестает выполняться на «автопилоте» и требует дополнительного времени. Результат – внимание рассеяно, эффективность и продуктивность не изменились.

Миф №3: многозадачность повышает концентрацию

Наш мозг обладает исполнительными функциями, которые контролируют, когда, как и в какой последовательности работать. Процесс контроля состоит из двух стадий:

  1. Смещение цели – принимается решение делать другую задачу.
  2. Активация – правила выполнения одной задачи заменяются на правила другой.

Многозадачность отрицательно сказывается на исполнительных функциях. В норме переход от одной задачи к другой занимает десятые доли секунды. Но если человек длительное время переключается с одного дела на другое, переход потребует больше времени и сил. Это не критично, если совместить уборку с просмотром сериала. Но на дороге с оживленным движениям эти доли секунды значат много.

Также опытным путем ученые выявили, что ученики, которые одновременно выполняют несколько заданий в классе, как правило, имеют более низкий средний балл и тратят больше времени на решение.

Таким образом, существенной пользы от мультизадачности нет, а вот вред от нее ощутимый: потеря концентрации, снижение остроты внимания, дополнительные временные затраты, увеличенный расход ресурсов организма, умственное напряжение. 

Как перестать стараться быть многозадачным?

  1. В следующий раз, когда решите совместить дела, оцените их. Затем определите, на чем сосредоточиться в первую очередь и выполняйте задания по порядку. 
  2. Используйте «правило 20 минут». Вместо того, чтобы постоянно переключаться между задачами, выделяйте на каждую из них по 20 минут. В течение этого времени будьте максимально сконцентрированы на этой задачей, затем сделайте перерыв и посвящайте себя другому делу.
  3. Вставьте проверку электронной почты, социальных сетей и прочие «отвлекающие действия» в расписание. Если трудно сопротивляться желанию пролистать ленту, выделите для этого определенное время в течение дня.
  4. Ограничьте отвлекающие факторы. Найдите тихое место для работы, отключите телефон или переведите его в беззвучный режим.

Подведем итог. Экономия времени, повышение продуктивности и эффективности работы, высокая концентрация – это мифы многозадачности. А вот ухудшение внимания, замедление темпа работы и умственное напряжение – реальные спутники.